Июль
11

Подъём творчества.

Общий уровень культуры ливийского народа, стонавшего под пятой колонизаторов, был крайне низким; различные области страны, на которые ее разделили иностранные оккупанты, развивались в культурном отношении по - разному. Печать находилась под строгим контролем. Книги на арабском языке печатались и распространялись нелегально, бесследно исчезали многие произведения ливийских поэтов и прозаиков. Однако и в столь сложных условиях ливийцами предпринимались попытки сохранить свои национальные культурные традиции. Большая заслуга в этом принадлежит выдающимся ливийским публицистам Абд ар - Рахману Бусыри (1837 - 1934), Баширу ас - Саадави (1884 - 1957), Сулейману Баруни, а также поэтам Ахмеду Рафику Махдави (1898 - 1961), Ахмеду Шарифу (1864 - 1918), Ибрагиму Уста Омару (1904 - 1950). Одни, будучи в эмиграции, способствовали через местную прессу мобилизации общественного мнения в защиту прав ливийского народа; другие в своих стихах - касыдах защищали идеалы национально - освободительной борьбы против колонизаторов. Не случайно Ахмеда Махдави называют в Ливии поэтом патриотизма .

Несмотря на то что тематика произведений ливийских поэтов существенно изменилась, их поэтическое творчество по форме еще относится к средневековой традиции. Однако здесь нельзя не сказать о новаторских тенденциях видного ливийского поэта Ибрагима Уста Омара, который первым попытался изменить традиционную форму классической арабской касыды, обратившись к верификационной форме аш - шиар аль - хурр, соответствующей вольному стиху.

После получения Ливией независимости в конце 1951 г. в стране началась эпоха подъема - нахды, стал закладываться фундамент новой ливийской литературы.

Этому, в частности, способствовало массовое возвращение на родину эмигрантов, воспитанных на культуре Машрика и хорошо знакомых с литературой западных и других стран. Возвращение эмиграции способствовало распространению идей мусульманской реформации и панарабизма. Правда, в отличие от других арабских стран господствующей идеологией ливийской нахды был сенусизм. Лозунги, выдвигаемые сенуситами ( единая класть, единая вера, единое государство и т. п.), явились еще одной попыткой возрождения арабской общественной мысли через возврат к первоначальному смыслу. Основным видом литературного творчества периода нахды становится проза, а именно новелла. На 50 - е годы приходится первый период становления этого жанра в новоливийской художественной литературе, хотя рассказы, как уже отмечалось, появлялись на страницах ливийской прессы раньше.

Еще нет комментариев.

RSS feed for comments of this post.
TrackBack URI

Оставить комментарий